Неоспоримый факт: сейчас внешнему виду блюда уделяется не меньше внимания, чем вкусу (а иногда и больше). И умение создать органичную композицию становится ключевым.

Больше всего это относится к тому, что мы не можем попробовать. Яркие и сочные фотографии из ресторанных пресс- релизов- кропотливый труд фуд- дизайнеров и фотографов. (именно поэтому они такие крутые)

Но при попытке снять собственное творение, что- то всегда идет не так.

Экономим ваши деньги и рассказываем о том, как правильно снимать свои блюда и что с ними потом делать.

Красиво снимать еду – навык, который не так-то легко приобрести – ведь не зря же существуют люди, которым за это платят. Но стоит сказать, что сейчас гораздо легче прокачаться в этом деле и уже неважно кто ты – даже пользователь смартфона в состоянии создать эффектный снимок высокого качества.

Конечно же, профессиональные камеры и объективы – особенно если уметь ими пользоваться – могут очень помочь получить шикарный снимок, но и без них можно обойтись. Вспомните все те прекрасные инстаграмы, которые вы встречали в своей жизни, или посмотрите вот эти:
https://www.instagram.com/danielkrieger/, https://www.instagram.com/nicole_franzen/ https://www.instagram.com/alice_gao/.

Обратите внимание, что отличает эти фактически журнальные снимки от их менее впечатляющих аналогов вовсе не крутая камера или дорогое оборудование. Отличие состоит в понимании как создать хорошую композицию и в умении реализовать задуманное.
Случайно стать великим фотографом невозможно, можно творить по наитию, но базовые навыки всегда сыграют свою роль. Мы говорим о таких вещах как композиция, освещение, оформление – это нужно знать вне зависимости от используемой камеры, будь то зеркалка, мыльница или айфон.

Основная мысль – нужно освоить немного теории и попрактиковаться, и вот ты уже делаешь крутые фотографии, от которых просто слюнки текут.

Что делает фотографию крутой?

20140716-smores-spreadingchocolatemousse-ideas-in-food
Прежде всего, хороший снимок еды должен раскрывать лучшие качества блюда и его природную вкусноту. Снимок должен превозносить цвета и текстуры блюда, а не прятать их или подавлять. Это значит, что фотографу следует любыми способами избегать размытых кадров, неприглядных ракурсов и пресловутого желтого цвета. Если у вас не текут слюнки, когда вы обрабатываете свои фотки – значит что-то вы сделали не так. Вот, что вам следует учесть:

Яркий дневной свет.
Хорошее освещение — это наиглавнейшее условие для создания хорошего снимка, а самый лучший свет для съемки – непрямой дневной свет. Местечко в тени в солнечный день — это святой грааль естественного освещения. Такой свет обеспечит снимку яркость, даже сияние, и не оттенит никакими другими цветами как это обычно происходит с комнатным освещением.

20150303-food-photography-harsh-light-apple
Слева пересвеченное фото снятое при прямом солнечном свете, справа сбалансированная картинка снятая в непрямом солнечном свете.
Но находясь на улице, при естественном освещении, возможно, вам захочется передвинуть еду на яркий манящий клочок солнечного света. Не стоит. Прямые солнечные лучи дадут резкий свет, контрастные отвлекающие тени, а белые и светлые цвета станут настолько яркими, что уничтожат любую видимую текстуру и форму. Подумайте и так: при обработке фото (эту тему мы еще затронем) можно добавить яркости без негативных последствий, а снижая яркость, вы рискуете получить глухую и бледную картинку.
И раз уж об этом зашел разговор – такое же правило применимо и к встроенной вспышке. Не надо ее использовать. Никогда-никогда-никогда и не важно насколько плохое у вас освещение. Фото еды со вспышкой получаются с сильным отсветом и бликами, а продукты на таких снимках выглядят как будто они в космосе. Если вы вынуждены снимать при плохом освещении, в поисках лучшего решения почитайте главу Оборудование.

no-flash-collage-text
Мораль сей басни такова: при съемке в помещении лучшим решением будет сесть к окну, но при этом избегать прямых солнечных лучей. В ресторане – вежливо попросите столик у окна, дома – найдите подходящее место, ведь можно снимать не только на кухне. Полезно будет понаблюдать в какое время в какой комнате есть хороший свет и потом снимать там. А если ваш дом всегда под прямым солнцем, не отчаивайтесь – можно повесить лист белой бумаги на окно – он рассеивает свет, не добавляя никаких лишних цветовых оттенков в отличие от, например, цветной занавески.
Как только определились с местом съемки, пора подумать о световой схеме.

photo-light-direction-b

В идеале, свет должен освещать тарелку немного «с угла», как показано на рисунке (источники света В и С). Если источник света находится сзади вас – на тарелку ляжет тень. Еще есть вариант подсветить объект сзади (пример А), это задаст определенное настроение и сделает картинку поинтересней. В этом случае свет должен исходить из-за тарелки сверху, можно даже немного сбоку. Расчет того, как свет должен падать на тарелку напрямую зависит от угла съемки.

Эффектная композиция. 
Композиция – это общий термин для обозначения расположения объектов на фотографии. На хорошо скомпонованном снимке сразу видно основной объект – будь то человек, или тарелка, или крошка печенья на шарике мороженого. Другими словами, при создании идеального фото, сразу после вопроса освещения идет вопрос композиции. Начинающим фотографам рекомендуем усвоить правило третей. Это простой и очень полезный метод (но вообще-то мы его советуем лишь как вариант для съемки, а не как строгое правило). Правило третей работает так: представьте, что картинка поделена сеткой на девять равных квадратов (как судоку). Следуя правилу, главный объект съемки – оливка, тарелка, тортик – расположен либо вдоль по линиям, либо на их пересечении, как, например, на фото с яблочками: Будьте уверены, следование этому правилу реально помогает создавать более понятные и привлекательные кадры – человеческий глаз инстинктивно притягивается к этим линиям пересечения, вы заметите этот принцип работы во всем – в кино, в живописи, в графическом дизайне.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba-%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0-2016-11-25-%d0%b2-22-07-42

А чтобы сделать фото динамичным, нужно сдвинуть объект из центра кадра – этот прием тоже притягивает взгляд. Вот как выглядит фото с яблочками снятое не по правилам третей. Выбор главного объекта в кадре, как правило, очевиден, и его место на сетке третей тоже легко обнаружить. Но иногда вам, возможно, захочется привлечь внимание к отдельной части объекта – например, к капельке расплавленного сыра на сэндвиче – тогда нужно просто подогнать картинку под сетку. Но выбор кадра для вашего фото – лишь составная часть композиции, вам также придется решать, какой угол съемки лучше всего подойдет для вашего объекта. Плоская круглая пицца лучше всего будет выглядеть прямо сверху, а высокий рожок мороженого лучше снимать с угла 45°, чтобы передать красивый силуэт. Ну а бургер с нагроможденной сочной начинкой будет шикарно выглядеть на уровне глаз, так что опустите камеру поближе к столу.

20150303-food-photography-angles-collage

Убедитесь, что у вас есть что-то для фона – стена или доска – чтобы загородить лишние предметы. И помните, еда, как любая модель, хочет, чтобы вы сфотографировали ее с лучшей стороны. Одна сторона бургера может выглядеть лучше другой, а вам, возможно, больше захочется снять бок или верхнюю часть запеченной индейки, чем ее заднюю часть. Лучший способ научиться – снимать с разных углов пока не появится чутье. Чего действительно следует избегать – это заваленного горизонта. Некоторые думают что небольшой наклон камеры по часовой стрелке или против нее создаст более интересную композицию, хотя на самом деле это лишь путает зрителя, а тарелка при этом выглядит как нло. Так что держите камеру ровно и если на снимке есть сильные прямые линии – старайтесь сделать их как можно прямее.

20150303-food-photography-slant-2 В конце нужно решить какой план будет смотреться лучше – крупный или общий. Снимать всю тарелку целиком и окружающие ее предметы, или стоит углубиться и отдать все внимание какой-нибудь особой детали? Иногда деталь выглядит гораздо более захватывающе чем блюдо в целом. Сфокусироваться на одной пельмешке на снимке может быть более привлекательно, чем снимать всю кучу. В то же время снимок стола заставленного тарелками с разными сырами с высоты птичьего полета может получиться более интересным и разноплановым, чем снимок одного кусочка.

20150218-staff-pics-cheese-vicky-wasik-1
Продуманное оформление.
Как только вы усвоили азы, можно и поразвлечься. Творческий подход к реквизиту и оформлению фото может вывести вашу съемку на новый уровень. Особенно удобно иметь пару трюков в рукаве при работе с неаппетитными блюдами – если вам придется снимать супы похожие на жижу, неопрятные сэндвичи, и то и дело скользящие по тарелке колбаски.
20150303-food-photography-props
— Выбирайте тарелку с умом: квадратные и прямоугольные тарелки, как правило, сложнее снимать чем круглые – круглые хорошо смотрятся, особенно на уровне глаз и с небольших углов. С небольшими салатными тарелками работать легче, чем с большими – вам не придется беспокоиться о том, чем занять пустое пространство, а сама еда будет лучше выделяться. Рисунок на тарелке или ее яркий цвет – отличный способ добавить изюминку в простое блюдо, но не стоит перебарщивать, а то тарелка будет отвлекать зрителя от еды.

— Добавьте размеренности и индивидуальности с помощью аксессуаров: салфетки, приборы, стаканы и другие мелочи могут дополнить композицию и сделать картинку более цельной. Обязательно продумайте цветовую гамму, тут может помочь цветовой круг – эта схема даст хорошее представление о сочетаемости цветов (Прямопротивоположные цвета на круге гарантировано будут сочетаться). Как и с тарелками, старайтесь не переборщить с аксессуарами – еда должна оставаться в центре внимания.

— Украсьте блюдо: не знаете с какой стороны подойти к этому стремному супу? Украсьте его сами! Травы, специи, топпинги – можно преобразить любое блюдо, даже совсем непривлекательное. Не забывайте о цветовой гамме – подумайте, какие цвета сделают блюдо лучше, и убедитесь что ваши украшения вообще имеют смысл. Нет ничего более раздражительного чем неподходящий ингредиент, неважно насколько он хорош сам по себе.

— Сходите на барахолку: большая часть нашего реквизита для съемок была приобретена в сэконд-хэнде не более чем за доллар. Если планируете снимать разные кухни – ищите приборы и тарелки разных стилей. Деревенский винтаж сейчас в тренде потому что это выглядит по-домашнему уютно и подходит на все времена. Но порой современные и стильные предметы больше подойдут к вашему блюду.

— Будьте креативней с фоном: возможно, эта желтая разделочная доска, которую вы постоянно используете уже успела всем надоесть? Найдите кусок деревяшки, покрасьте его как-нибудь и вуаля! Вот вам и новая съемочная площадка. Скатерти, коврики, плоские каменные плитки – все это хорошие альтернативы обычному кухонному столу или столешницы рабочей поверхности.

— Проверьте ваш реквизит на чистоту: грязные ложки и несвежие салфетки выглядят плохо, по крайней мере если они попали в кадр случайно. Дважды проверьте что ничего не оставили на фоне из того, что не хотите показывать.

— Взаимодействуйте с едой: если тарелка с едой выглядит плоско, обдумайте вариант, чтобы кто-то зачерпнул ложечку или поднял для кадра вилку, но убедитесь, что пальцы модели чистые, а ногти ухоженные. Откусить кусочек сэндвича или рассыпать немного крошек на переднем плане тоже можно, это создаст динамику и изображаемая еда станет еще желаннее.
20150303-food-photography-styling-collage-2
Посмотрите как работают эти подсказки на деле: На первой картинке блюдо выглядит слишком скучно и просто, честно говоря, чили похоже на какую-то комковатую грязь. На втором снимке мы добавили желтую салфетку, но обнаружили, что она очень теплая по цветовой гамме и не дает контраста, благодаря которому чили можно было бы выделить. На третьем фото – голубая салфетка и ложка – получаем более подходящий цвет и даже действие – кто-то сейчас возьмет эту ложку и начнет есть! Верхний левый угол все еще немного пустует, так что на четвертом снимке мы добавили соусники с топингами чтобы сделать пространство активным. А потом настал момент сделать ярче сам суп. На пятом и шестом снимках мы сначала добавили немного сметаны для контраста, а затем присыпали сыром и петрушкой для придания дополнительной текстуры и цвета. Здесь главное не переусердствовать – еда должна всегда быть главным объектом в объективе, а слишком много деталей вокруг могут отвлекать глаз.

 

 Оборудование. Что на самом деле нужно?

photo-studio-set-up-1
Подумываете вложиться в оборудование посерьезней? Приведем наиболее распространенные инструменты, а также расскажем, чем подешевле их можно заменить.

Отражатель.
Карточка-отражатель или просто отражатель – это всего-навсего белая поверхность, которая помещается напротив источника света и буквально отражает световые волны в сторону объекта съемки, которые в свою очередь освещают темные места на фото. Если вы пока не готовы купить настоящий отражатель, просто замените его большим листом плотной бумаги – такие продаются в любом канцелярском магазине. Если вам понадобится убрать излишки света – чтобы задать определенное настроение – можно использовать черную бумагу: она поглотит свет.
Искусственное освещение.
Очень тяжело сделать хороший четкий снимок без адекватного освещения. Поэтому большинство известных нам фотографов предпочитают студийному свету естественный дневной. Но иногда приходится обращаться к тяжелой артиллерии. У нас в офисе, например, окон очень мало и еще меньше светлых часов в зимнее время, так что большинство наших снимков сделано с помощью искусственного освещения и софтбокса заменяющего большое светлое окно.
Профессиональный свет стоит дорого. В ход можно пустить и встроенную вспышку на зеркалке, если у вас имеется что-то большое и белое чтобы отразить свет, но это не лучший вариант если интерьер вашей кухни исполнен в дереве или в медово-оранжевых тонах – будет отражаться много желтого цвета.
Если большую часть снимков вы делаете ночью, отличным и недорогим решением может стать настольный осветитель Lowell Ego. Он имитирует дневной свет, мобилен и прост в использовании, а также не займет много места.

Штатив.
Если вам нужно получить идеально четкий снимок нужно просто не трясти камерой. Даже небольшое размытие будет очень заметно на фотографии блюда крупным планом. Зафиксируйте камеру и можно перестать волноваться о случайном движении, которое размоет весь кадр. Штативы еще полезны если вы снимаете несколько блюд подряд с одного ракурса и вам нужны свободные руки. Мы настоятельно рекомендуем всегда использовать штатив. Сами мы используем штатив Manfrotto, у которого есть выдвижная подставка для съемки объектов сверху. А вообще штативы бывают всех форм и размеров – от настольного штатива для смартфона до сверхмощных профессиональных агрегатов.
Если снимаете от руки, обоприте локти на что-то устойчивое, например, на край стола. При плохом освещении постарайтесь найти что-то еще более солидное, чтобы удержать камеру ровно. Прислоните камеру к спинке стула, стене, или для совсем четких снимков поставьте камеру на пустую кружку вместо штатива. Возможно, у вашей камеры есть функция мультиэкспозиции – когда нажав на спуск вы получаете несколько кадров подряд. Это удобный инструмент с помощью которого вы получаете 4-5 кадров одним нажатием на кнопку. Увеличивает шансы, что хотя бы один из них получится четким.
оригинал статьи и фото на:
http://www.seriouseats.com/
Перевод текста Аня Чаптерова